ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Культура СССР в годы Великой Отечественной войны

001Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом.

На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат,  изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком. Этот плакат обошел всю землю. Его создали Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича Соколова). Вместе с Великой Отечественной войной против фашизма начались и военные действия (иначе их назвать трудно) ведущих мастеров нашей графики. Открылась её новая славная глава, это - антифашистский плакат. В конце июня 1941 года появился в Ленинграде первый номер серийных плакатов некрупного формата, "Б о е в о г о к а р а н д а ш а", непрерывно выходившего в течение всех тяжелых героических дней блокады великого города. В "Боевом карандаше" сотрудничали все передовые художники Ленинграда, многие из которых сражались в рядах Красной Армии с оружием в руках; иные погибли славной смертью на фронте.

002Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных землях немедленно за нашими танками, часто наклеенные на них. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно, способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и бодрости тыла. Плакат, как и вся графика военных лет, принципиален, высоко патриотичен, и его успех был необычаен. Выставки его устраивались в таких точках земного шара, как Иран и Канада, Китай и США. Когда советские плакаты и "Окна ТАСС" были размножены для вывешивания в цехах английских заводов, художник и критик Филипп Краус писал в статье "Русские боевые плакаты": "Как высоко должно быть качество произведений Кукрыниксов, Васильева, Ефимова, Иванова и Долгорукова, если вывешенные на стенах английских фабрик за тысячи миль от своей родины и показанные людям, воспитанным в совершенно иной среде, плакаты, предназначенные для Иванов Ивановичей, убеждают и впечатляют Джонов Смитов больше, чем произведения их собственных художников". В советском плакате в грозные 1941 - 1942 годы, в эпоху вражеского наступления, проявились все лучшие качества советского искусства. Плакаты выпускались постоянно, а "Окна ТАСС", выполняемые от руки через трафареты, яркие по краскам, были подлинно монументальные, боевые и сильные.

003В качестве примеров некоторых из лучших плакатов Великой Отечественной войны можно назвать: "Клянусь победить врага!" И. М. Т о и д з е, "Ты вернул нам жизнь!" В. С. И в а н о в а, "Воин Красной Армии, спаси!" В. Б. К о р е ц к о г о, "Дойдём до Берлина!" Л. Ф. Г о л о в а н о в а, "За Родину!" А. А. К о к о р е к и н а. Плакаты Великой Отечественной войны реалистичны, у каждого из художников-плакатистов - своё лицо. Если Дени и Ефимов осмеивают врага, то Кокорекин, Тоидзе, Голованов создавали прекрасные и благородные образы защитников Родины.

В январе 1943 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление и заставили гитлеровцев отступать, в немецких окопах наши бойцы находили необычные игральные карты. В них т у з ы были с узнаваемыми символами фашизма: череп с костями, петля от виселицы, свастика в виде змей и тюремная решётка. Карточных королей художник представил гротескными фигурами фюрера, дуче и двух гитлеровских вассалов - Маннергейма и Хорти. Изображение карточных дам символически обозначало сподвижниц фашизма: разврат и обжорство одних, и голод и смерть других. В карточных в а л е т а х узнавались соратники фюрера: Геббельс, Гиммлер, Геринг, Риббентроп. Эти игральные карты - своеобразная антифашистская пропаганда - были отпечатаны по эскизам ленинградского художника Василия Андриановича Власова. Колоды таких карт в расположение войск противника забрасывались партизанами.

004Подлинно новым, одинаково важным для современности и для истории явилось развитие в годы Великой Отечественной войны и в непосредственной связи с ней особого рода рисунка - ф р о н т о в о г о, отчётливо реалистического, выполненного очевидцем.

Многие наши художники сражались с врагом как воины Армии и Флота. Другие наши мастера бывали на фронтах с карандашом и пером как свидетели трудов войны, её подвигов, жертв, её будней. Эта сторона советской графики замечательна. Зарисовки фронтовых художников выразили народность войны, связь Красной Армии с простыми людьми защищаемых городов, с трудящимися освобожденных земель и областей. Лицо врага хищного и жестокого, было показано его делами. Но, изображая развалины и пожарища, советская графика не теряла своего оптимизма, своей бодрости и веры в победу. Мастера сумели пронести её сквозь все испытания войны до торжества в Берлине.

005Стиль фронтового рисунка был реалистичен. К нему обратились и те мастера, которых знали по совсем другим качествам. Так, до войны в Ленинграде такой художник, как Е. Д. Б е л у х а, известен был как умелый рисовальщик обложек. В годы войны он выполнил ряд превосходных рисунков, изображающих партизан в занесенных снегом лесах. Н. А. П а в л о в был в Ленинграде известен как мастер офорта и сухой иглы, работавший преимущественно в области портрета. В дни ленинградской блокады он посвятил себя своему городу, создав ряд прекрасных зарисовок столицы под обстрелом, - израненной, мужественной и прекрасной.

Интересной чертой графики военных лет является сравнительно меньшее количество произведений военно-технического характера и непосредственно батальных сцен. Можно назвать рисунок Д. К. М о ч а л ь с к о г о, посвященный подвигу 28 гвардейцев-панфиловцев, гравюра В. С. Б и б и к о в а, изображающая воздушный бой. Исключительной теплотой и внимательностью проникнуты литографии А. Ф. П а х о м о в а, посвящённые детям Ленинграда в дни войны. 

006

В произведениях молодых мастеров В. В. Б о г а т к и н а, В. С. К л и м а ш и н а, П. Я. К и р п ч е в а, П. А. К р и в о н о г о в а запечатлено взятие Будапешта, Вены, Берлина. По произведениям графики военных лет историки могли прочесть всю летопись военной славы народа. Многие художники пали на полях сражений. Талантливая и принципиальная молодёжь, многие имена которой упоминались выше, была объединена в прославленной студии военных художников имени М. Г р е к о в а. Благодаря творчеству этих и других художников получил развитие б а т а л ь н ы й жанр в изобразительном искусстве.

В течение всей войны выходили детские иллюстрированные журналы, по-прежнему красочные, бодрые. Успешно и беспрерывно издавалась "Массовая библиотека" издательства "Искусство", достигшая небывалого количества выпущенных популярных книжек о ведущих мастерах старого русского и советского искусства. В Гослитиздате в годы войны вышло издание Лермонтовкой "Песни про купца Калашникова" с рисунками И. Я. Б и л и б и н а в оформлении Н. В. И ль и н а - издание, прекрасно напечатанное, на превосходной бумаге, знак уважения страны даже в годы войны к своей национальной классической литературе.

Нельзя обойти вниманием ещё одно направление в искусстве, которое получило мощный толчок в развитии именно в годы Великой Отечественной войны - это д о к у м е н т а л ь н а я ф о т о г р а ф и я.

Мы здесь упомянули только о небольшой части огромного пласта искусства в годы Великой Отечественной войны, совершенно не затронув живопись, скульптуру, киноискусство. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение искусства в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.

Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Материал подготовила Назарова Розалина, ученица 11а класса

Joomla SEF URLs by Artio

Полезные ссылки