ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Прием в 1 классы на 2021-2022 учебный год

1-ые классы10-ые классы

Всего мест: 125

Всего мест: 51
Занято: 125 Занято: 38
Свободно: 0 Свободно:13

ПРАВИЛА ПРИЕМА В ШКОЛУ

Дистанционное образование

Логотип на сайт
 minprosv
  1
 bk
 ege
vsosh
 2020nauka
 2021zdorovie
Баннер Семейного Портала 01
банер бузгов

 

 

Мамаев курган

079Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник – гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.

Свое название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского нашествия – так говорится в путеводителях по Мамаеву кургану. Уже тогда курган был стратегически важной высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Сторожевой дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни отборных воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» считают иначе.

По их мнению, никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было. «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Е.В. Вучетича.

В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцев»...

Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.

После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.

080

Мамаев курган после окончания боев

Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве (который также стал начальным этапом рождения панорамы «Сталинградская битва»). Были предложены разнообразные варианты – от простого танка на постаменте до сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе.

Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но еще при Сталине стало ясно, что в Сталинграде должен появиться большой мемориальный комплекс. Говорят, что Сталин и выбрал его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство.

Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство – Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ, так необходимый при постройке уникального комплекса на Мамаевом кургане.

Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт. Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26га. Здесь впервые в практике сооружения монументов был применён железобетон.

Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции.

Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В.И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.

081

Мамаев курган

«... Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.
Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е.В. Вучетич

Со дня открытия Мамаев курган успел заметно измениться. К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором перезахоронят останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм – храм всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность, что позволило в разы увеличить финансирование, и сейчас у нового руководства Мамаева кургана появилась возможность продолжать развитие. В частности, одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» уже накопилось предостаточно. Другим направлением развития памятника-ансамбля «Мамаев курган» является обустройство и открытие для широкой публики малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, дзоты.

В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России», организованном газетой «Известия», ВГТРК и радиостанцией «Маяк».

Аллея тополей

082

Аллея тополей

083

Аллея тополей ночью

Широкая центральная лестница ведет на следующий уровень ансамбля. Поднимаясь над Входной площадью на 10метров, она плавно переходит в длинную, постепенно поднимающуюся аллею пирамидальных тополей. С обеих сторон аллеи, протяжённость которой 223, а ширина – 10 метров, стоят величественные тополя, словно замершие в строю солдаты, плечом к плечу. Их ветви отгораживают зеленым коридором современный город, оставляя человека наедине с грандиозным сооружением.

Аллея проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги. Слева у подножья аллеи расположен мемориальный парк.

В праздничные дни – 2 февраля, 9 мая – аллея по всей длине оформляется красными флагами, что безусловно добавляет посетителям памятника-ансамбля ощущение торжественности происходящего.

Прямая, как стрела, аллея направлена к главному монументу на вершине кургана – Родине Матери. Если с Входной площади видны лишь элементы этого монумента, то с аллеи тополей его уже можно видеть полностью. Но до главного монумента еще далеко – аллея заканчивается гранитной трехмаршевой лестницей, ведущей к площади «Стоявших насмерть».

 

Площадь «Стоявших насмерть!»

084

Скульптура «Стоять насмерть!»

085

Ночной вид

С аллеи тополей трехмаршевая гранитная лестница поднимается еще на 6 метров вверх и ведет на площадь «Стоявших насмерть!».

Площадь представляет собой квадрат размером 65х65 м (4225 м2) с гранитным покрытием, по углам площади разбиты газоны, растут ели и березы. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах диаметром 35,2 метра. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда. Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров. «Стоять насмерть!» – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. По словам Е. Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы". В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.

Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В.И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича.

Скальное основание монумента испещрено надписями: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти». Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой.

086

Площадь «Стоявших насмерть!»

Стены-руины

От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница шириной 40метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Будто опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они на кургане.

Две огромные, достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. Это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей. Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно опечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки информбюро.

087

Стены-руины

Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!...», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными»...

Тема правой стороны – «Только вперед!» – задает иной ритм повествования. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. Изображения правой стены передают реальные сцены и события. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоем: ты и граната», «Только вперед!».

Площадь Героев

088

Площадь Героев

Лестница, обрамленная стенами-руинами, выходит на площадь Героев. Большую часть площади занимает размещенный в центре прямоугольный водный бассейн в гранитных берегах, размером 26,6х86 метров, символизирующий Волгу. По замыслу авторов, вода, как источник всего живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти. Вода переливается через гранитные плиты, мирно журчит, приглашая остановиться, подумать, помолчать.

С левой стороны – стена длиной 112 и высотой 8 метров, напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-знамени, крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Немым ответом на этот вопрос служат шесть шестиметровых двухфигурных скульптурных композиций, поднявшихся справа от бассейна. Вместе они образуют грозную несокрушимую шеренгу солдат.

089

Площадь Героев

090

Выстояв, мы победили

091

Санитарка

092

Моряк

093

Командир

094

Знаменосец

095

Крах фашизма

Скульптурные композиции воссоздают конкретные эпизоды сражений - рассказывают о солдатской дружбе, о верности воинскому долгу, об истинном героизме.

«Выстояв, мы победили смерть» – солдат тяжело ранен, но даже раненый не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его. Оба солдата готовы сражаться до конца.

Вторая скульптурная композиция рассказывает о героизме женщин на войне. Санитарка на своих плечах несет раненого бойца с поля боя. Лицо ее полно решимости, несмотря на непосильную тяжесть груза.

Третья скульптурная композиция рассказывает о подвигах моряков в Сталинградской битве. Боевой товарищ убит, и моряк, собрав последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.

Четвертая композиция посвящена героизму командиров, не покидающих поле боя до последнего вздоха. Боец поддерживает тяжело раненого командира, который до последней минуты руководит боем.

Зал Воинской славы

096

Зал Воинской Славы

097

Вход в зал Воинской Славы

Прямо в подпорной стене находится вход в зал Воинской Славы, выполненный в виде прямоугольного портала. Внутри – галерея, поднимающаяся короткими лестничными маршами в темноту, лишь в глубине галереи на замыкающей ее торцевой стене искрится мозаикой изображение медали «За оборону Сталинграда». Галерея поворачивает направо и приводит к залу Воинской Славы.

Зал Воинской Славы представляет собой здание цилиндрической формы диаметром 42 и высотой 13,5 метров. Прямо под потолком по всему периметру оставлено щелевидное сквозное отверстие. В центре перекрытия – круглый проем диаметром 11 метров, из него видна Родина-мать.

098

Вечный огонь

Зал Воинской Славы, или, как его ещё называют, пантеон Славы, посвящен павшим защитникам Сталинграда. На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты. По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов – всего 7200 имён. Над ними, вокруг всего зала в виде бордюра, завершающего стену, – оранжево-чёрная георгиевская лента, на которой белыми буквами выложены слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!».

В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли, рука, сжимающая факел Вечного огня – символа жизни, который нам протянули те, кто шел на смерть и сложил жизнь в Великой битве. На факеле начертано: «Слава, слава, слава». Над факелом на срезе кругового проема в центре потолка – мозаичное изображение золотого венка, перевитого красно-зеленой лентой медали «За оборону Сталинграда».

Здесь тоже играет музыка – звучащая здесь траурно мелодия Шумана «Грёзы».

099

Смена караула

В зале Воинской Славы у вечного огня и у выхода из зала несут службу солдаты 46-й отдельной стрелковой роты Почётного караула Волгоградского гарнизона. Она была создана 28 января 1968 года и в 2008-м отметила 40-летний юбилей. Волгоградская рота Почётного караула считается одной из лучших в Южном Федеральном округе. Почётный караул заступает на пост в 9 часов утра и несет вахту до 19-20 часов в зависимости от времени года. Смена караула производится каждый час.

Спералевидный двухметровый пандус белого мрамора медленно поднимается вдоль стен, давая возможность обойти весь зал. Ведет он к трапециевидному выходу из зала, расположенному прямо над входом на следующую площадь ансамбля, называемую площадью Скорби.

По первоначальному замыслу на месте зала Воинской Славы должна была находиться панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», для этих целей уже была выстроена коробка здания. Но к этому времени Вучетич принимает решение о том, что панораму надо разместить отдельно. А в готовом уже сооружении решено было разместить зал Воинской славы.

Пятая скульптура изображает поверженного знаменосца. Солдат убит, но боевое знамя подхватил товарищ.

Шестая скульптурная композиция – крах фашизма. Два воина разных поколений уничтожают свастику и огромную извивающуюся гидру – символы фашизма.

В основе всех композиций – контраст двух фигур: стоящей и лежащей, напряженной, устремившейся вперед и поверженной, клонящейся вниз.

Площадь Скорби

100

Скульптура «Скорбь матери»

Пандус зала Воинской Славы ведет на площадь Скорби. В противоположном углу площади, слева от центральной оси ансамбля, как бы в противовес пантеону Славы расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери.

Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби, склонившейся над телом погибшего сына. Это собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких - сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним - всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем - символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн - озеро слёз.

На площади Скорби находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны - командарма 62-й Армии В.И. Чуйкова, умершего в 1982 году.

101

Площадь Скорби, Родина-Мать зовет!

102

"Родина-Мать зовет!"

103

"Родина-Мать зовет!"

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота скульптуры (вместе с мечом) – 85 метров (для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров). На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику, воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений, и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская, а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

104

«Родина-мать зовет!»

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

105

Панорама города с высоты Мамаева кургана

От подножья Родины Матери открывается обширный вид на все элементы ансамбля, на город, Волгу, Заволжье. Родина-мать видна не только в пределах Мамаева кургана – она господствует над всем городом, видна на десятки километров.

Высота 102

107

"Высота 102"

108

Победа!

Неприметной танковой башней на постаменте, далеко слева от основной оси ансамбля отмечена высота 102. Именно здесь, а не в сотне метров правее, у подножья Родины-Матери (под которую насыпали искусственную 14-метровую насыпь) в годы войны находилась самая высокая точка Мамаева кургана, простая точка на топографических картах, вошедшая в мировую историю. За обладание высотой 102 сложили жизни тысячи защитников Сталинграда, здесь они праздновали свою Победу.

Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь на Мамаевом кургане в дни Великой битвы за Сталинград происходили самые упорные и кровопролитные бои за обладание этой господствующей над городом высотой».

Именно здесь на легендарной «высоте 102», буквально в десятке метров от мемориального знака находится Малая братская могила защитников Сталинграда. В ней хоронили солдат, погибших в боях за Мамаев курган в январе-феврале 1943 года – всего около 1500 человек. Позже тела защитников Сталинграда со всего города хоронили в Большой братской могиле, над которой позднее возвели монумент «Родина-мать зовет!». Большая и Малая братские могилы Мамаева Кургана реконструированы в 1988 году.

109

Малая братская могила

Длинная могила окаймлена гранитными плитами, по периметру растут ели. Надпись на гранитной плите гласит: «Здесь захоронены воины соединений и частей 62-й армии защищавшие Мамаев курган в дни Сталинградской битвы 1942–1943 г.г.»

 

110

Рита

Над могилой стоит женщина-солдат с венком в руках, ее плащ-палатка развевается на ветру. В руках у женщины венок, который она возлагает к братской могиле. Эта гипсовая фигура появилась на Мамаевом кургане еще в военные годы. Никто не знает и не помнит ее автора – скорее всего это был любитель, который руководствовался не столько стремлением к самовыражению, сколько долгом памяти перед тысячами женщин, девушек, которые сражались в окопах Сталинграда. Позже статую заменили на бронзовую.

Сам же памятник получил имя, и случилось это так. Среди защитников Сталинграда была медсестра Маргарита Сергеева, родом из уральского города Златоуста. На фронт девушка пошла добровольно, участвовала в боях под Москвой, там заслужила орден Ленина. В Сталинграде Маргариту наградили орденом Красной Звезды. Но этот орден девушка не смогла получить, она погибла в декабре 1942 года.

После войны приехала с Урала в Волгоград мать Риты – Анна Павловна. Увидев фигуру девушки, она отыскала в ней родные черты. «Это моя Рита»,– сказала мать и с тех пор стала приезжать каждое лето в Волгоград, чтобы повидаться на Мамаевом кургане со своей дочкой, со своей Ритой. Так памятник получил имя. Ежегодно в День Победы женщины-участницы Великой Отечественной войны приходят к этому памятнику, приходят к Рите...

Долгое время Малая братская могила была мало посещаема. Люди шли по мемориальному комплексу, поклонялись памятникам, поднимались к монументу Родине-матери, и все. С недавнего времени положение вещей изменилось. На «высоте 102» возле Малой братской могилы был построен православный храм Всех Святых. Теперь люди после посещения высшей точки кургана – Родины-матери – идут к храму, поклоняются солдатам, лежащим в Малой братской могиле. Маршрут по Мамаеву кургану обрел, таким образом, свое логическое завершение.

Храм Всех Святых

111

Храм Всех Святых

В мае 2005 года на Мамаевом кургане открыл свои двери православный храм Всех Святых. 5 золотых куполов сверкают над курганом, белокаменные стены поднимаются в небо у братской могилы защитников Отечества, в десяти метрах от танковой башни, отмечающей легендарную «Высоту 102».

Идея воздвигнуть на Главной высоте России храм в память о павших воинах родилась в июне 1993 года, когда Волгоград посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приехавший вместе с участником Сталинградской битвы архимандритом Кириллом. Создание храма-памятника патриарх благословил еще в 1995 году, а началось строительство только 14 октября 2000 года. Строился храм на добровольные пожертвования, наряду с этим большую поддержку оказала компания «Лукойл», выделив 30 миллионов рублей на завершение строительства. 9 мая 2005 года крестным ходом с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман освятил храм, и с этого дня он открыт для посещений.

Не случайно храм построен у братской могилы защитников Отечества: «У мемориального комплекса на Мамаевом кургане не было начала и не было конца, - говорит Николай Григорьевич Викулин, председатель приходского совета храма Всех Святых, - Теперь, построив храм у братской могилы, мы получили логическое завершение всего ансамбля. Человек, пройдя по всему мемориалу, спустится к братской могиле, зайдет в храм, поставит свечку».

112

Дорога к храму

Так получилось, что все основные вехи в истории возведения храма Всех Святых связаны с покровительством Пресвятой Богородицы: строить начали 14 октября 2000 года, в день Покрова, последний кирпич уложили 27 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, первый купол установили 14 октября 2004 года, вновь в день Покрова. В храме Всех Святых пять приделов: придел Всех Святых, приделы Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, святого благоверного князя Александра Невского и святого Димитрия Донского. Все они защитники Руси, покровители русского воинства.

Высота пятиглавого собора составляет 33 метра, верхняя точка креста возвышается над землей на 38 метров. В основу храма заложены восемь буронабивных бетонных свай, высотой каждой - 27 метров. Золотые купола храма отлиты из специального титанового сплава (долговечность - 50 лет), их специально заказывали на Урале. Купола храма видны из близлежащих районов города за 10-15 километров.

113

Звонница храма Всех Святых

Строительство комплекса в настоящее время все еще не завершено. Для укрепления площадки, на которой расположен храм, необходимо укрепление склона буронабивными сваями (в настоящее время выполнено 15 свай из намеченных 36). Затем планируется строительство подпорной стены для предотвращения угрозы сползания грунта под асфальтированной площадкой. После этого рядом с храмом планируется возвести две звонницы. На одной будут находиться семь колоколов, а на другой - самый величественный «Колокол Мира». Семь колоколов весом от 4 до 130 килограммов уже отлиты в Воронеже и доставлены к храму. Они образовали малую звонницу и пока висят на деревянной перекладине у храма.

Воинское мемориальное кладбище

114

Воинское мемориальное кладбище

115

Воинское кладбище

Останки советских солдат, отдавших жизни в Сталинградской битве находят и по сей день. Поисковые отряды ведут раскопки в местах ожесточенных боев, некоторые обнаруживают случайно, при проведении земляных работ. К 50-летию Победы было принято решение перезахоронить останки найденных бойцов на Мамаевом кургане. С этой целью постановлением Администрации Волгоградской области от З0 сентября 1994 года на северном склоне Мамаева кургана был заложен комплекс воинского мемориального кладбища.

8 мая 1995 года в торжественной обстановке была открыта 1-я очередь Мемориального кладбища, где в настоящее время перезахоронены останки погибших воинов 109 именных и 502 в двух братских могилах, имена которых не установлены. На стене памяти на 540 плитах увековечены 6480 имен павших защитников Сталинграда. Список этот пополняется, предполагается увековечить память примерно 38 тысяч советских солдат и офицеров, захороненных в большой и малой братских могилах.

116

Часовня на Мамаевом кургане

К 60-летней годовщине Победы при поддержке компании «ЛУКОЙЛ» была проведена серьезная реконструкция комплекса. Алюминиевые плиты стены Памяти заменены на гранитные, облачены в гранитные плиты из черного мрамора братские могилы. Уложены брусчаткой аллеи, благоустроены массовые и индивидуальные захоронения, в целях охраны и безопасности установлены камеры видеонаблюдения.

В 2006 году закончены работы по возведению на мемориальном кладбище часовни. Когда в 1996 году мемориальное кладбище еще только проектировалось, на бумаге уже было отмечено место для часовни. Но тогда, к 50-летию Победы под руководством генерала Рохлина была сделана только часть задуманного. А уже к 60-летию Победы было принято решение – на окраине кургана, прямо напротив мемориала священное строение возвести. Так на Мамаевом кургане появилась, храм-часовня Святой Владимирской иконы Божьей Матери. 21 марта на часовне возвели купол с крестом.

Танк «Т-34»

117

Танк Т-34 «Челябинский колхозник»

Северо-западнее Мамаева кургана 26 февраля 1943 года произошло соединение 21-й армии Донского фронта с 62-й армией Сталинградского фронта, завершив, таким образом окружение группировки немецких войск под Сталинградом, расчленив ее на две части. На этом месте установлен танк Т-34 - «Челябинский колхозник».

Танк Т-34 №18 был построен на Урале на средства колхозников Челябинской области. Танковая колонна была передана на укомплектование формировавшейся в 1942 году 121-й танковой бригаде. Этот танк шел в передовых боевых порядках наступающих войск 21-й армии и первым обозначил прорыв вражеской обороны.

В 1944 году, когда танк использовал свои боевые возможности, командование танковой бригады, за Сталинградскую битву получившей наименование гвардейской, передало танк городу для установки в качестве памятника.

На башне танка танкистами бригады приварены две стальные плиты с текстами:

«Танк Т-34-18 «Челябинский колхозник» 121-й танковой бригады, ныне 27-й гвардейской, которой командовал полковник Невжинский.

Ком. танка Канунников

Мех. водитель Макурин

Ком. башни Колмогоров

Радист Семеновых».

«Здесь 26.01.1943 г. в 10.00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало ее уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 02.02.1943 г.»

Родник жизни

118

Родник жизни

Есть на Мамаевом Кургане места, о которых не известно широко. Например, если свернуть налево с основного маршрута примерно в районе площади Скорби, то в небольшой балке в стороне от центральной аллеи можно обнаружить родник. Этот родник во время битвы за курган служил единственным источником питьевой воды как для советских, так и для немецких солдат. Об этом говорит мемориальная надпись: «Этот родник в дни битвы за Мамаев курган был единственным источником питьевой воды». Поэтому его и назвали: родник жизни.

«Когда они шли к роднику за водой прекращалась стрельба. И независимо от той трагедии, которая разыгрывалась в Сталинграде, люди щадили друг друга когда шли за водой, поэтому мы назвали его «родник жизни» – рассказывает Александр Величкин, директор мемориального комплекса.

Сейчас родник жизни находится в заброшенном состоянии – на этом месте просто бетонное кольцо, сам источник практически пересох. В планах администрации обустроить здесь мемориальный комплекс. Автором проекта реставрации выступает известный волгоградский художник Петр Чаплыгин.

ДЗОТ

119

ДЗОТ на Мамаевом кургане

Ещё одним малоизвестным местом Мамаева кургана является ДЗОТ на вершине кургана. Он расположен на юго-восточном склоне Мамаева кургана, в стороне от благоустроенной части памятника-ансамбля – вблизи железнодорожной станции «Мамаев курган».

В начале Сталинградской битвы здесь располагался советский блиндаж, но позже в ноябре 1942 года эта высота была захвачена немецкими войсками. Немцы переоборудовали блиндаж в серьёзное капитальное укрепление: ДЗОТ был каменный с бетонными перекрытиями и бронированной дверью. Отсюда как на ладони просматривалась территория от Метизного завода до завода «Красный Октябрь».

После войны ДЗОТ был восстановлен и включён в систему гражданской обороны города. Но позже за ненадобностью был заброшен, в таком состоянии он пребывает и сейчас.

Сегодня администрацией памятника-анасамбля на Мамаевом кургане разрабатывается проект благоустройства ДЗОТа и прилегающей территории, организации сюда экскурсионного маршрута, наряду с маршрутом к роднику жизни.

Мемориальный парк

120

Мемориальный парк

121

Именные таблички

Слева от мемориала на Мамаевом кургане, у его подножья, разбит мемориальный парк. Он появился еще до открытия мемориала, в 1965 году, к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Парк появился по инициативе работницы тракторного завода Л. Пластиковой которая посадила здесь дерево в память о муже, погибшем в Сталинграде. Позже тысячи горожан посадили в парке деревья в память о близких, не вернувшихся с войны. В парке рядом растут тополя, акациями, каштаны, березы, ели, катальпы... Возле некоторых деревьев установлены таблички, на которых написаны имена погибших.

Сейчас в парке более 20 тыс. деревьев. Он занимает 106 гектаров – территорию от проспекта им. В.И. Ленина до линии московской железной дороги.

У входа в парк установлен памятный камень, на котором начертано: «Мемориальный парк заложен осенью 1965 года в честь советских воинов, отдавших жизнь в битве за Сталинград».

Материал подготовила Назарова Розалина, ученица 11а класса

Комментарии  

 
+6 # Анна 21.02.2011 20:40
Спасибо за хорошо подобранный материал и фотографии!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-11 # Guest 12.03.2015 08:39
Я хочу найти информацию о прадедушке. По словам дедушки он захоронен В братской могиле в Мамаев Кургане. Петров Афанасий,Якут.. .где я могу посмотреть список.пока возможности поехать туда нет...:((
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Guest 07.05.2017 14:48
Я живу во Владивостоке. Мой дед младший лейтенант Малахов Александр Филиппович, комвзвода 284 с.д., 1043 полк, погиб во время контрнаступлени я где то здесь, в районе этого дзота. Я очень горжусь им. Слава защитникам Сталинграда!!! Слава всем кто сложил голову за свободу и независимость нашей Родины!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Guest 10.05.2017 14:04
Добрый день!Очень хотелось найти своего деда Вострикова Дмитрия Антоновича, все что мне известно о нем, так это то,что в 1943г. его призвали на войну и повезли сразу в Сталинград. Было первое и последнее его письмо моей бабушке:" Ксюша,нас везут в Сталинград, в мясорубку, наверно больше не увидимся...". А потом пришло письмо,что пропал без вести. Спасибо нашим дедам и бабушкам за Победу!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Guest 06.05.2018 04:53
Это очень ценная штука Оцените пожалуйста pr-vip.ru этот сайт, я старался! бесплатный впн от Hidemе
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Guest 29.05.2018 17:56
Все фоты просто отпад Скопировал часть инфы к себе soc-market.ru/.../... на сайт как накрутить друзей вконтакте
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Joomla SEF URLs by Artio

Полезные ссылки