ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Книжная выставка «Высокое звание – учитель»

biblio016«Задача государства – повысить престиж учительского труда»
Д.А.Медведев.

2010 год в России объявлен годом учителя. Соответствующий указ подписал президент Дмитрий Медведев.

Президент России принял участие в работе Педагогической Ассамблеи, которая стала первым мероприятием Года учителя в России. В приветственной речи Дмитрий Медведев сформулировал основные направления развития современной школы.

Первым из них должно стать развитие личностного потенциала учащихся, воспитание в подрастающем поколении глубокого интереса к учебе и знаниям. Реализации этой задачи будет способствовать национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", о которой Дмитрий Медведев подробно рассказал в последнем Послании Федеральному Собранию. При этом работа над совершенствованием российской школы коснется не только непосредственно учебного процесса. Нравственное воспитание молодежи остается одним из базовых направлений современного образования, и потому особое внимание, по мнению президента, должно быть уделено возрождению внеклассной работы.

Также глава государства официально дал старт работе по повышению престижа учительской профессии. По его словам, в 2010 году пройдет целый ряд мероприятий, направленных на укрепление авторитета и повышение социального статуса педагогов, однако президент подчеркнул, что рассчитывает, что Год учителя "станет только началом позитивных перемен".

 

Раздел 1
Учитель и общество
Учитель! Даже через много лет,
Зажжённый вами не погаснет свет»

biblio0131. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации года учителя» : от 10 марта 2009 г. № 259. / Медведев Д.А.- М.: Кремль, 10.03. 2009. – № 259.

В тексте документа говорится о том, что решение было принято для того, чтобы повысить социальный престижа профессии учителя и оказать воздействие на развитие творческого и профессионального потенциала учителей.

2. Закон Республики Башкортостан «ОБ образовании» / Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. – Уфа: Педкнига, 2007.

3. Мухамедьянова Г.М., Мухамедьянов С.А. Система образования Республики Башкортостан: открытость к инновациям. – Уфа: Китап, 2009. – 288 с.

Содержание книги охватывает все стороны многогранного процесса модернизации образования.

4. Галинурова Л.К. Заслуженные учителя Российской Федерации в Республике Башкортостан. – Уфа: Китап, 2004.- 292 с.

Книга содержит сведения о заслуженных учителях РФ в Республике Башкортостан.

5. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан. – Уфа: Китап, 2010 .

6. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала ХХ в. \ Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608 с.

В книге представлено наследие русской прогрессивной мысли второй половины Х1Х – начала ХХ в. Публикуются подлинные тексты просветителей, педагогов, учёных по вопросам воспитания и образования.

7. Филлипов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

В книге раскрывается роль школы в совершенствовании общества, его экономики, духовной жизни


Раздел 2
Заветы корифеев
«Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника:
он пробуждает у ребёнка жажду знаний, уважение к науке, образованию».
В.А. Сухомлинский

 

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора,
но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не с помощью красок,
как художник, а впрямую. Воспитывают личностью своей, своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру…»
Д.Лихачёв

1.Ломоносов М.В. О воспитании и образовании /Сост. Буторина Т.С. – М.: Педагогика, 1991.- 344 с. – (Педагогическая б-ка).

В книгу включены сочинения великого русского учёного-энциклопедиста 14 в., в которых раскрываются его идеи в области воспитания, обучения, педагогики высшей школы. Значительный интерес представляют работы о требованиях к педагогической деятельности и личности учителя.

2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. Кларин В.М., Джуринский А,Н. – М.:Педагогика, 1989. – 416 с.- (Б-ка учителя)

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

3.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 1. / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1088. – 416 с.

В первый том настоящего издания вошли работы К.Д. Ушинского 40-х и 50-х г.г. прошлого века, в которых раскрываются истоки его педагогических идей, вопросы организации народной школы, психологические закономерности обучения, значение труда как средства воспитания.

4. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Савенок Г.Г. \ - М.: Педагогика, 1991. – 368 с. – (Педагогическая б-ка).

В издание включены избранные труды русского педагога 19 в. В.Я.Стоюнина по вопросам воспитания, о роли школы и учителя в формировании личности, воспитании человека. Значительный интерес представляют статьи о трудовом, семейном и эстетическом воспитании.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.

В сборник трудов известного советского педагога включены книги «Дидактика и жизнь», «Обучение и развитие», «Беседы с учителями». В этих книгах рассматриваются объективные закономерности обучения и развития младших школьников, отражены экспериментально – педагогические исследования по важнейшим проблемам дидактики.

 

Раздел 3
С чего начинается учитель
«Учитель! Слово – то, какое!... В нашей стране, где учится
каждый ребёнок, учитель – это первый человек».
А.Фадеев

biblio0141.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985. -208 с.

Книга рассказывает о богатом опыте учителей в разные  периоды истории школы.

2.Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель дум: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.

В книге народного учителя Гончаровой Т.И.. и доктора педагогических наук Гончарова И.Ф. рассказывается о нелёгком труде учителя, о тех требованиях, которые предъявляет к нему современная жизнь, о тех нравственных нормах, соблюдение которых определяет успех во взаимоотношениях учителя с воспитанниками.

3.Маркуша А.М. Если Вы учитель: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

Книга известного писателя поднимает острую проблему – повышение культурного уровня учителей, в руках которых судьбы наших детей, а значит, и будущее нашего общества. Автор ведёт с читателями сложный, деликатный и одновременно откровенный разговор, призывая их вглядеться в себя и других, оценить меру своей нравственности, культуры, способности понять души своих воспитанников.

4.Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. \ Ред.- составитель Д.Брудный. – М.: изд-во полит. Литературы, 1991. – 350 с.

В книгу включены высказывания деятелей мировой и отечественной науки и культуры, а также философов древности об учителе и его роли в жизни общества. Разнообразие материала, яркость текстов – всё это делает сборник настольной книгой учителя.

5.Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата – к творческому Поиску: Кн. Для учителя / В.Н.Шамардин, Т.И.Тамбовкина, Н.П.Суслова. – М.:Просвещение, 1991. – 158 с.

Авторы рассказывают о многолетнем опыте оценки и корректировки учебно-воспитательного процесса на основе изучения конечных и промежуточных результатов педагогической деятельности. В книге обосновываются критерии оценки этих результатов, что позволит использовать накопленный опыт в реальной практике школ.

6.Казначеев С.М. Незавершённые уроки. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 207 с.

Книга об одном из замечательных педагогах нашего времени – Анатолии Фёдоровиче Пазухине. Творческая деятельность таких, как он, учителей началась задолго до нынешнего преобразования школы и тем самым подготовила и указала плодотворное направление этих преобразований. Опыт их необычайно ценен и заслуживает самого пристального внимания.

7.Черепахова Э.М. Трудные уроки. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с.

Автор книги рассказывает об учителях, чья деятельность служит примером творческого решения  таких сложных проблем, как формирование личности подрастающего поколения.

8.Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспит. Работы

Классного руководителя: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1989. – 207 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

От чего зависит профессиональное самоопределение педагога? С чего начинается его деятельность как классного руководителя? С какими трудностями он может столкнуться в самом начале своей работы, как их преодолевать? На эти и другие вопросы возникающие в повседневной практик учителя, стремиться дать обстоятельный ответ автор, учёный-педагог с большим стажем работы в школе.


Раздел 4
Учитель на страницах книг
«Ученики и учителя – это всегда целый роман. Пишется он долгие годы…
и лишь в редких случаях развивается бесконфликтно. И ещё – это роман без конца!
Ты давно окончил школу…А в твоей памяти она всё такая …
И твои учителя…их лица, улыбки, глаза…- всё живёт, пока живёшь ты…».
Зюзюкин И.И. «Из-за девчёнки»

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются различные педагогические вопросы, рисуется пёстрая школьная жизнь.

biblio015Прочтите книги о школе и учителях, и вас захватит атмосфера школы, ученичества и учительства. Вот некоторые из «вечных» книг о школе: Айтматов Ч. «Первый учитель», Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», Белых Г., Пантелеев Л. «Республика Шкид», Лиханов А. «Крёсна», Платонов А. «Ещё мама», Распутин В. «Уроки французского», Сотник Ю. «Эликсир Купрума Эта», Соломко Н. «Белая лошадь – горе не моё», «Если бы я был учителем…» и другие.

1. Айтматов Ч. Первый учитель: Повесть. Пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1976 –50 с.

2. Паустовский К. Повести. – М.: Дет лит., 1988. – 512 с. – (Школьная библиотека).

3. Распутин В.Г. Уроки французского. – М.: Дет. лит., 2006. – 286 с. – (школьная библиотека).

4.Тендряков В. Ночь после выпуска: Повести. – М.: Дет. лит., 2006. – 512 с. – (Школьная библиотека).

5.Мой учитель: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1989. – 112 с.

6.Макаренко А.С.  Флаги на башнях: Повесть. – М.: Правда, 1986. – 496 с.

7.Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Гимназисты: Повести. – Л.: Худож. лит., 1988. – 416 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература).

 

«Учитель вечен на земле!»

Мыслители и педагоги о роли учителя

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь принимая правду, народ способен почитать науки».
Конфуций (551 – 479 до н.э.)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»
М.Квинтилиан (ок. 35 – ок. 97)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научить самому».
М.Монтень (1533 – 1592)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании».
А.Дистервег (1790 – 1866)

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л.Толстой (1828 – 1910)

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Л.Толстой

«школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
У.Черчилль (1874 – 1965)

«где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики».
Д.Лихачёв (1906 – 1999)

«учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах».
Ш.Амонашвили (1931)
Joomla SEF URLs by Artio

Полезные ссылки